Одной из концепций управления предприятием, получившим мировую известность, основанную на регулярном устранении потерь на всех этапах производства стало Бережливое производство.
В России на предприятиях промышленности все больше внимания менеджмент стал уделять внимания методикам ЛИН, поскольку данная методология уже доказала свою эффективность помогая повысить производительность труда на 30–70%, применение подходов бережливого производства, дает возможность сократить складские запасы как минимум на треть, снизить издержки, повысить точность поставок, сократить сроки проектирования и подготовки производства. За последние 10–15 лет эти методы были реализованы на многих крупных отечественных промышленных предприятиях.
Почему же если методология Бережливого производства является столь эффективной далеко не все предприятия применяют ее в ежедневной работе?
Начнем с того, что до начала применения ЛИН методов необходимо: получить сформулированный запрос от высшего менеджмент о нужности повышения эффективности компании. Важно на начальном этапе получить безоговорочную поддержку высшего менеджмента и с этого момента выстраивать уже программу развития. Каким путем Вы пойдете – решать только вам, можно пойти по самому выверенному пути и пригласить опытных экспертов из специализированной компании, что бы они, проведя аудит текущего состояния производственной системы разработали программу развития по достижению «целевого состояния». Разумеется, в данном случае необходимо быть готовыми к вложению значительного бюджета компании.
Вторым, проверенным способом реализации инструментов Бережливого производства на предприятии является – обучение, когда из потенциального кадрового резерва создаются группы инициативных, позитивно настроенных сотрудников, которые шаг за шагом проходят все ступени обучения создавая проекты улучшений и вовлекая людей в новую идеологию. Только вовлекая весь персонал компании в работу по непрерывному улучшению, мы добиваемся максимальной отдачи и вовлеченности всего коллектива. Улучшения необходимо направлять в нужное русло, поэтому построение системы всегда начинается с каскадирования бизнес-целей сверху вниз. Цели бизнеса, выраженные в деньгах (достижение EBIT, ROI и пр.), руководители трансформируют в понятные рабочим и специалистам задачи: повышение производительности труда за счёт устранения потерь на рабочих местах и снижения трудоёмкости (времени цикла). Проектные команды регулярно обсуждают и разрабатывают направления, которые смогут оптимизировать производственный процесс до заданной цели. На местах линейные руководители разрабатывают планы мероприятий , которые также будут направлены на достижение единой цели. И постепенно, шаг за шагом складывается единая работа приближающая предприятие к пониманию и закреплению процессов в единые стандарты, но это будет работа не насильственного насаждения принципов ЛИН, а естественный, логичный, принятый каждым участником работы переход.
На словах все кажется очень легко, но приступая к реализации проекта руководитель встречает резкий отпор. И что делать в данной ситуации?
Проблема зачастую кроется в людях, которые достаточно давно работают на предприятии и ответ у них один «Так исторически сложилось!». Люди в принципе не приветствуют нововведения, поскольку изменяющаяся среда заставляет их встраиваться в новую реальность, а это и силы, и время, и где взять все это когда на рабочие задачи не всегда хватает сил и времени. Попробовать доказать обратное и сказать, что данные изменения позволят в будущем сократить время на выполнение производственных операций, улучшит качество работы, снизит трудозатраты и облегчит процесс расчета нового заказа - будет довольно нелегко. Ведь для того, что бы человека убедить ему нужно «собственными глазами увидеть» как это будет, а пока вы рисуете ему радужные замки он по прежнему будет открыто или скрыто сопротивляться. Многие руководители в данной ситуации полагают, что когда изменения начнутся то постепенно все станут «подтягиваться» и вливаться в общий поток. Сколько по Вашему мнению нужно времени, что бы сотрудник увидел реальные изменения в производственной системе предприятия на котором работает, собственного рабочего места и ежедневных бизнес процессах его окружающих? Рискну высказать свою точку зрения – минимум 2 года. Именно такой срок проходит с момента Было до момента Стало, когда уже каждый третий-четвертый сотрудник знает, что такое Кайдзен и зачем-куда его подавать, что 5С нужно соблюдать т.к. еженедельно проходит межцеховой аудит и уже «хочется» быть среди лучших, когда устранение 7 видов потерь не звучит как угроза.
Создание измененной среды занимает много времени, что бы сотрудник научился думать по новому, забыл то чему его учили годами, научился видеть обыденные вещи не обыденным взглядом на все это уходят силы руководителей, бюджет предприятия, время тех сотрудников, что уже вошли в ежедневную систему совершенствования отвлекаемые теми кто «против».
А что если?
А что если, при первых шагах в развитии производственной системы по методологии Бережливого производства можно было бы погрузиться в подготовленную среду и увидеть «собственными глазами» как работают предприятия и люди по ЛИНовски. Увидеть практику успешных предприятий особенно полезно на начальном этапе, когда людей необходимо заразить идеей Бережливого производства. И потому встречи по обмену опытом реализации проектов по Бережливому производству являются важными особенно на первичном этапе вовлечения людей в процесс изменений и совершенствования.
Сегодня мы можем себе позволить даже выбирать хотим ли мы поехать на машиностроительное производство или пищевое, металлургическое предприятие или химическое. За прошедшие годы в России многие предприятия освоили методологию Бережливого производства и готовы делиться своим опытом и наработками. Позвольте проектной команде посетить предприятие с лучшим опытом. Пусть каждый по возможности увидит каких результатов можно достичь при ежедневной работе. Создайте после каждой поездки проекты по тиражированию увиденного успешного опыта – это даст эффект вовлечение в разы выше нежели самые убедительные речи руководителей.
О преимуществах конференций можно и вовсе говорить бесконечно, но скажу кратко опираясь на свой опыт и опыт коллег – здесь в формате открытого диалога можно обсуждать практически все вопросы развития инструментов Бережливого производства, мотивации и вовлечения людей, роли руководителя в процессе и т.д. Особенностью такого нетворкинга является его широта, ведь на конференции приезжают люди с десятков, а то и сотен предприятий. И уж если вы решили что Вашему сотруднику пора зажечь Бережливый огонь в глазах, то мероприятия формата конференций станут самым простым решением.автор
Стихина Юлия Валерьевна, директор ОП ЛинПлатформа